Четверг 16 Августа
Бутовские ведомости - Архив | 320

Рисунок: эволюция

Рисование – одно из самых любимых и естественных детских занятий. Ребенок еще не умеет выражать свои чувства и эмоции словами, как взрослый, поэтому делает это с помощью цвета и формы. Рисунки могут многое рассказать о своем авторе…

 

Эксперт: Нина Бурова, психолог

В рисунках раскрываются особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Что такое детский рисунок? Как малыш учится рисовать? Известно, что это умение развивается постепенно, проходя определенные стадии, общие для всех детей. Каждому возрасту соответствует определенный тип рисунка – в зависимости от стадии развития интеллекта. Например, человека малыш учится рисовать в возрасте около трех лет. Этому предшествует так называемая стадия доизобразительного периода. Давайте понаблюдаем, как меняется детский рисунок месяц за месяцем и год за годом. Но деление по возрасту достаточно условно: все дети разные.

 

Период «пятен». До 1 года

Если бы малышу разрешили, он «рисовал» бы на любой поверхности. Это такая радость – как попало наносить следы своих ладошек или стоп на бумагу и внимательно наблюдать за появлением красивых разноцветных пятен! Таким образом, ребенок сообщает: «это я» и «это тоже я», он как бы отмечает свою территорию. Малышу в возрасте до года стоит приобрести пальчиковые краски – пусть рисует пальцами, ладошками, ступнями. Оставляя следы, он познает свое тело и получает удовольствие, как при «копании в грязи».

 

Период «мазни». От 1 до 1,5 года

Это важный, можно сказать, революционный период в развитии. Теперь продолжением детской руки становится карандаш или кисть, а оставшиеся на бумаге линии находятся в непосредственной связи с «я» ребенка. Малышу очень нравится рисовать «каляки-маляки»: чертить линии во всех направлениях, не отрывая карандаш от бумаги. У счастливого ребенка получаются твердые, уверенные линии, которые занимают много места на листе. Беспокойный малыш быстро бросает карандаш. Не уверенный в себе – проводит линии с одинаково слабым нажимом.

 

14-02.jpgПериод «каракулей». От 1,5 до 3 лет

Эта стадия – самая большая и яркая для детишек от 1 до 3 лет – связана с появлением интеллектуальной фазы: ребенок старается держать карандаш как можно лучше, у него возникает мотивация. Часто период каракулей считают сходным с этапом гуления, возникающим очень рано, до формирования речи. Обычно малыш рисует прямые короткие горизонтальные, вертикальные, спиралеобразные линии, точки, галочки. Смысла в этих штрихах нет, поскольку с их помощью ребенок еще не пытается выражать что-либо определенное, а только копирует действия взрослых. Малыш пробует карандаш или кисть, экспериментирует. Он еще не способен изобразить на бумаге что-либо реальное. Однако рисование упражняет руку, ведет к большей плавности и легкости движения, а в дальнейшем – к подчинению этого движения определенной ритмике. Каракули упорядочиваются, штрихи ложатся рядом, становятся ритмичными – начинается переход к стадии ритмических каракулей.

Ребенок определенно стремится выразить на бумаге какой-то образ, но посторонний наблюдатель не в состоянии без помощи самого художника определить смысл нарисованного. Образ предмета непроизвольно возникает из каракулей и подсказан только воображением ребенка. На вопрос: «Что ты нарисовал?» – он может с равной вероятностью ответить: маму, солнышко, колобка, корову, то есть дать рисунку любое название. Появляется ассоциация между изображением на листе и образом, имеющимся в сознании малыша, – возникает так называемая ассоциативная стадия. Часто к рисованию добавляется вокализация, обычно ритмически вторящая движениям руки.

Каракули могут быть совершенно различны по своему внешнему виду: от плохо оформленных ломаных линий до спиралевидных изображений, в которых можно увидеть даже круг. Но до того момента, пока ребенок не называет, не «опредмечивает» рисунок, он остается всего лишь каракулями. Когда малыш подрастает, его движения становятся более точными, а линии более разнообразными. Одни каракули начинают нравиться ему больше, чем другие, он рассматривает их и старается повторить, делая при этом все новые и новые попытки, Чаще всего между 2 и 3 годами ребенок пробует «писать письма», подражая взрослым. «Письмо» проходит путь от простого начертания горизонтальных линий на бумаге до длинных, волнообразных каракулей, замкнутых колец или петель, напоминающих ему письмо «больших».

 

Период «человечка-головастика». От 3 до 3,5 года

В 3–3,5 года ребенок переходит к следующему периоду – изобразительному, когда вначале возникает замысел рисунка, и лишь затем появляется изображение. Это время «человечка-головастика». Он представляет собой круг, обозначающий голову и одновременно туловище. К нему присоединяются палочки-ноги и часто еще две руки. И чем старше ребенок, тем больше у человечка деталей.

 

Как «читать» детские рисунки

Рисунок – это тот же рассказ, только без слов. Для интерпретации, прежде всего, необходимо довериться своим чувствам, эмоциям, ощущениям, вызываемым изображением. Еще лучше - найти каких-то незаинтересованных взрослых (коллег по работе, друзей, других родителей, не близких родственников), которые смогут непредвзято отнестись к «творчеству» вашего малыша. Показать им рисунок, занести в блокнот их ассоциативный ряд, сравнить со своими впечатлениями. Помните, что все слова, которыми можно описать рисунок, будут характеризовать актуальное состояние ребенка. Чтобы говорить о состоянии малыша объективно, нужно рассматривать несколько выполненных им изображений через определенные промежутки времени. Большое количество негативных оценок – признак внутреннего психологического неблагополучия ребенка. Не исключено, что это временное явление: ребенок кем-то обижен или недостаточно хорошо себя чувствует. Эмоциональные переживания малыша обычно ярки и кратковременны, но они оказывают серьезное влияние на его поведение, в том числе и на творческие занятия.

Итак, рассматривая рисунок, обратите внимание, полностью ли заполнено пространство листа. Если изображение занимает весь лист, значит, ребенок развивается хорошо, он активен, общителен, любопытен. Если нет, возможно, малыш слишком впечатлителен, раним, обидчив, больше, чем другие дети, восприимчив ко всему происходящему вокруг. Вид линий, каким бы ни было их положение на бумаге, позволяет сделать вывод о том, к какому из двух типов принадлежит малыш. Мягкий, чувствительный ребенок предпочитает волнистые линии, которые могут указывать на преобладание эмоций над разумом. И, наоборот, инициативные дети-реалисты более охотно используют прямые линии, рисуют углы.

 

Цвет мой…

Различные характеристики цветов становятся важны для ребенка примерно с 3–4 лет. До этого возраста малышам обычно все равно, каким цветом рисовать, лишь бы оставался яркий след на бумаге. Для такой цели очень подходят черный, коричневый, красный. Становясь старше, дети начинают выбирать определенные цвета, среди которых появляются любимые. Но, если рисунок выглядит ярко и в нем использовано большое количество разных цветов, значит, малыш в хорошем настроении и не испытывает трудностей в общении.

 

По материалам журнала «Хочу ребенка»


Рубрика:  Родителям на заметку

Share |

Комментарии:


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
№ 320
от 06.05.2011
скачать PDF (5.2Мб)


Статьи номера:




© Бутовские ведомости 2000-2010

Телефон редакции: +7 (495) 715-17-90
Электронная почта редакции: info@altpress.ru
Адрес редакции: 117042, г. Москва, Чечерский проезд д.52